Слово «кризис» в китайском языке состоит из двух иероглифов: «опасность» и «благоприятная возможность». Эти возможности использовали десятки ныне популярных брендов, которые открылись в периоды экономических спадов. На их примерах мы покажем, почему кризис 2020 года — не повод отказываться от планов по запуску своего дела.

1. WhatsApp

Два бывших сотрудника Yahoo, Брайан Эктон и Ян Кум, запустили приложение для обмена сообщениями на исходе Великой рецессии 2007-2009 годов. Благодаря скорости и удобству WhatsApp стремительно набрал популярность. Сегодня это одна из самых используемых программ для обмена сообщениями с более чем 2 миллиардами активных пользователей в 180 странах мира. 

WhatsApp Брайан Эктон и Ян Кум

Сумму прибыли в компании не называют: с 2014 года WhatsApp входит в состав Facebook, который не публикует финансовые данные по отдельным сегментам бизнеса.

2. Airbnb

Во время рецессии в 2007 году двум соседям по комнате в Сан-Франциско не хватало денег на аренду. Чтобы подзаработать, они решили продавать спальное место (надувной матрас) и завтрак. Услугу назвали просто — Airbedandbreakfast.

Airbnb

Рост бизнеса начался только через два года — после привлечения первых инвестиций и переименования в Airbnb. За несколько лет платформа стала одним из лидеров на рынке онлайн-бронирования жилья. К 2019 году ею воспользовались 750 миллионов гостей в сотнях стран мира.

Прибыль в 2019 году: 4,7 миллиарда долларов.

3. Disney

Братья Уолт и Рой Дисней основали предприятие в 1923 году: это время называют «ревущими двадцатыми» из-за стремительных изменений и нестабильности после Первой мировой войны. А через шесть лет началась Великая депрессия. Disney спас от краха Микки Маус: он стал любимцем публики, искавшей позитивные эмоции. Компания выпускала мультфильмы и продавала лицензию на производство товаров с Микки Маусом, которые моментально расхватывали с полок.

Братья Уолт и Рой Дисней

Сегодня Disney — одна из крупнейших империй в индустрии развлечений, владеющая киностудиями, телеканалами и парками развлечений.

Прибыль в 2019 году: 69,6 миллиарда долларов

4. FedEx

В 1971 году выпускника Йельского университета Фреда Смита не испугало, что США недавно пережили очередную рецессию. У него была готова бизнес-идея быстрой и надежной доставки грузов на собственных самолетах.

FedEx

Хотя запуск нового продукта не был гладким (прибыльным бизнес стал только через пять лет), сегодня FedEx признана одним из лидеров на рынке курьерских услуг.

Прибыль в 2019 году: 65,7 миллиарда долларов

5. General Electric

Компания вышла на рынок за год до экономической депрессии 1893 года — крупнейшей на то время в США. За почти полтора века General Electric пережила несколько войн и кризисов, но продолжала внедрять инновации: построила первую электростанцию, изобрела электрогенератор, радиостанцию и многое другое.

General Electric

Сейчас General Electric — это одна из самых инновационных корпораций в мире, которая работает в сферах энергетики, здравоохранения, авиации, нефти и газа.

Прибыль в 2019 году: 95 миллионов долларов

6. HP

Конец Великой депрессии и канун Второй мировой войны — трудно найти более неподходящее время для открытия бизнеса. Но в 1939 году это не остановило выпускников Стэнфорда Уильям Хьюлетта и Дэвид Паккарда от регистрации предприятия по производству электроники.

HP Rules of the Garage

Успех пришел благодаря инновационной разработке — новой конструкции генератора, который был в разы дешевле, чем у конкурентов. За несколько десятилетий Hewlett-Packard выпустил не одну технологическую новинку и стал одним из ведущих брендов на рынке информационных технологий.

Прибыль в 2019 году: 58,8 миллиарда долларов

7. Microsoft

Последствия нефтяного кризиса и обвала на фондовых рынках не помешали Биллу Гейтсу и Полу Аллену в 1975 году открыть бизнес по производству программного обеспечения.

Microsoft Билл Гейтс и Пол Аллен

Компания быстро росла и в 1985 году выпустила революционную разработку — операционную систему Windows. Сегодня Microsoft — один из лидеров по производству аппаратного и программного обеспечения, а Билл Гейтс — один из богатейших людей в мире.

Прибыль в 2019 году: 125 миллиардов долларов

8. IBM

Во время затяжной рецессии в США в 1911 году Чарльз Флинт зарегистрировал компанию Computing-Tabulating-Recording (CTR), которая продавала востребованный продукт — электрические машины для обработки данных. В 1924 году с выходом на международный рынок название изменили на International Business Machines (IBM). 

IBM

Бренд успешно пережил все кризисы ХХ века, став одним из крупнейших мировых производителей компьютерной техники и программ.  

Прибыль в 2019 году: 77,1 миллиарда долларов

9. General Motors

Уильям Дюрант начал бизнес во время Банковской паники в США — в 1908 году. GM был холдингом, который поглощал автомобильных производителей, в том числе Buick, Oldsmobile, Cadillac, Chevrolet. Стратегия оказалось успешной для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе.  

General Motors

2009 год стал переломным в истории корпорации: General Motors обанкротилась, но после выхода на биржу ей удалось вернуться на рынок.  

Прибыль в 2019 году: 137,2 миллиарда долларов

10. Burger King

Первый ресторан открылся в США во время рецессии в 1954 году. Хотя за несколько десятилетий Burger King несколько раз менял владельцев, это не помешало ему стать второй по величине сетью быстрого питания в мире.

Burger King

Сегодня Burger King работает по модели франчайзинга, а рестораны сети посещают 11 миллионов человек в год.

Прибыль в 2019 году: 1,8 миллиарда долларов

11. Apple

Два Стива, Джобс и Возняк, начали бизнес по производству компьютеров и программного обеспечения в 1976 году — сразу после нефтяного кризиса. В основе стремительного роста Apple всегда лежали инновационные продукты: Mac, iPhone, iPad, Apple Watch.

Apple Стив Джобс и Стив Возняк

Apple стала первой компанией с оборотом в один триллион долларов и остается самым дорогим брендом в мире.

Прибыль в 2019 году: 260,2 миллиарда долларов

12. Adidas

Братья Адольф и Рудольф Дасслеры выпускали спортивную обувь в Германии с 20-х годов XX века. Но после Второй мировой войны семейный бизнес разрушился, а братья разругались навсегда.

Adidas Адольф (Ади) Дасслер

В 1948 году Адольф открыл свой бизнес, который назвал Adidas: сокращение от Адольф (Ади) Дасслер. Благодаря инновационным разработкам бренд за несколько десятилетий превратился в крупнейшего производителя спортивных товаров в Европе и второго по величине в мире.

Прибыль в 2019 году: 26,5 миллиарда долларов

13. Puma

Это предприятие основал второй брат из семейства Дасслеров — Рудольф. В течение нескольких десятилетий Puma и Adidas серьезно соперничали в инновациях.

Puma

Во второй половине ХХ века Puma прославилась тем, что в ее обуви неоднократно побеждали олимпийские и футбольные чемпионы. В 2009 году после нескольких десятилетий вражды Adidas и Puma заключили перемирие.

Прибыль в 2019 году: 6,5 миллиарда долларов

14. Starbucks 

Незадолго до нефтяного кризиса, в 1971 году, трое друзей открыли в Сиэтле магазин с новым для США продуктом — свежеобжаренными кофейными зернами. Через 16 лет бизнес выкупил Говард Шульц, который предложил клиентам готовые напитки и итальянскую атмосферу: общение, приятный интерьер, приветливых бариста.

Starbucks Говард Шульц

Такой модели в Starbucks придерживаются до сих пор: брендинг сети кофеен построен на создании эмоциональной связи с клиентами. Благодаря позиционированию компании удается успешно продавать кофе по премиальным ценам. Маркетологи называют этот феномен эффектом Starbucks.

Прибыль в 2019 году: 26,5 миллиарда долларов

15. LEGO

В разгар Великой депрессии в 1932 году датский столяр и плотник Оле Кирк Кристиансен начал бизнес по созданию развивающих игрушек для детей. Предприятие назвали LEGO — сокращение от датской фразы «leg godt» («играть хорошо»). В 1947 году LEGO впервые выпустила пластмассовые игрушки, а в 1958-м появились разноцветные кирпичики, которые хорошо знакомы нам и сегодня.

LEGO Кирк Кристиансен

Бренд всегда строго следил за качеством и придерживался миссии — развивать творческие способности детей. Сейчас LEGO — один из крупнейших мировых производителей игрушек. Кроме того, компания выпускает фильмы, видеоигры и открывает тематические парки развлечений.

Прибыль в 2019 году: 1,3 миллиарда долларов

16. Electronic Arts

Во время рецессии в США в 1982 на рынок вышла компания по разработке и продаже видеоигр. Основатель Electronic Arts Трип Хокинс считал компьютерные игры новой формой искусства, а их разработчиков — художниками.

Основатель Electronic Arts Трип Хокинс

Создав эмоциональную связь с потребителями, бренду удалось за несколько десятилетий стать одним из лидеров рынка. Среди известных продуктов Electronic Arts — игры Need for Speed, The Sims, Battlefield и другие.

Прибыль в 2019 году: 4,9 миллиарда долларов

17. Mailchimp 

Mailchimp, запущенный во время рецессии доткомов в 2001 году, был создан как альтернатива более дорогим программам электронной почты.

Mailchimp

Бизнес стремительно рос и сегодня занимает 60 процентов доли рынка email-маркетинга. Каждый день с помощью сервиса отправляют 1 миллиард писем.

Прибыль в 2019 году: 700 миллионов долларов

Бонус: три совета для тех, кто начинает дело в кризис

1. Тщательно изучите рынок

В кризис у людей появляются новые потребности, и спрос на определенные продукты может взлететь в разы. В 2020 во время карантина так произошло со многими онлайн-сервисами.

Чтобы найти продукт, который станет популярным, изучите спрос и тренды, посмотрите, какая ниша еще не занята. Подумайте, что вы можете предложить: инновационную разработку, решение проблемы, более выгодные условия, чем конкуренты.

2. Донесите ценностное предложение при помощи брендинга

Начните диалог с будущими клиентами с главного визуального символа бизнеса — логотипа. Хороший лого расскажет о вашей истории, миссии, уникальном торговом предложении. Не знаете, с чего начать разработку? Воспользуйтесь онлайн-конструкторами, например, сервисом Logaster. «Умный» алгоритм предложит десятки вариантов, из которых вы сможете выбрать тот, который подходит именно вам.

Получите профессиональный лого в пару кликов!

Наш сервис создаст для вас множество вариантов логотипов, фирменных цветов и шрифтов

3. Позаботьтесь об эмоциональной ценности для клиентов

Согласно исследованию американской компании Forrester, проведенному в марте 2020 года, во время кризиса люди хотят заполнять социальную пустоту общением и развлечениями. Чтобы эмоционально привязать клиентов к бренду, предложите им развлекающий, вдохновляющий или обучающий продукт, который поддержит их в тяжелые времена.

Обновлено Posted inИзвестные бренды

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.