1. На сколько ваш логотип может быть похож на чей-либо?
  2. Как определить действительно ли логотипы похожи друг на друга?
  3. Что делать, если логотип все же похож?
  4. Примеры похожих лого

Скорее всего, ребята из группы Linkin Park никогда не пользовались услугами Курганского автобусного завода и, можно предположить, даже не знали о его существовании. Почему же тогда идеи их логотипов настолько похожи? Речь идет о совпадении фирменных знаков. Это давно не новый, но до сих пор актуальный вопрос. Давайте разберемся как разные авторы случайно приходят к одинаковым решениям, где грань между сходством и плагиатом и как разнообразить свой лого, если оказалось, что такой же уже существует.

На сколько ваш логотип может быть похож на чей-либо? 

Конечно же, допустимое сходство между логотипами не должно пересекать границу откровенного плагиата. Если окажется, что плод вашего труда нарушает авторские права уже существующего бренда, это может не только серьезно огорчить, но и понести за собой судебное вмешательство, штрафы и другие убытки. В США авторское право на оригинальное произведение искусства и дизайна, используемые в коммерческих целях защищает Федеральный закон.

Что нарушает авторское право

Под защитой закона находятся оригинальные разработки с указанием авторства в виде уникальной иконки, расположения композиции, цветового сочетания и других элементов фирменного стиля, демонстрирующих креативность автора. Копирования фирменного стиля с небольшими отличительными деталями проверяется в суде на “существенном сходстве” и “тесте наблюдения”. В ходе этого теста суд определяет игнорируют ли потребители незначительную разницу между логотипами и считают ли они их идентичными, или же с легкостью отличают знаки. В случае, если логотипы признают слишком похожими, то это явное нарушение авторского права. 

Что не нарушает авторское право

Зарегистрировать и признать авторскими отдельное общеизвестное имя, слово, букву, цифру, идею на стадии разработки, цвет из общей палитры, уже существующий шрифт, геометрические формы, образы и другие единичные элементы, которые никак не демонстрируют новшество автора — невозможно. Соответственно требовать запрета на использование этих деталей еще кем-либо бессмысленно. Использование таких составляющих для разработки нескольких логотипов не является нарушением авторского права.

Судебное вмешательство

Согласно статьям из Федерального закона за нарушение авторского права предусмотрен штраф в размере 150 000$. Выплата истцу не происходит, если ответчик может доказать, что копирование бренда не принесло ему никаких доходов или то, что он совершил данное нарушение не умышленно. Тогда в действие может вступить охранный приказ по изъятию всех деловых бумаг и других носителей логотипа, а также приговор о выплате доказанных в суде фактических убытков, которые понес истец в результате данного нарушения.

Как определить действительно ли логотипы похожи друг на друга? 

Ухх, последствий плагиата действительно много, а оригинальных идей все меньше и меньше. Копирование логотипа не всегда происходит по злому умыслу. Иногда автор находит такие же идеи в разработках других художников совершенно случайно. Вот несколько причин почему так происходит:

  • Огромный дизайнерский наработок. Многолетняя дизайнерская практика образует базу из множества стилей, техник и комбинаций. Все они уже не раз были использованы на практике. Дизайнеры постоянно совершенствуют разработки своих коллег, добавляя в них современные детали и миксы. Но создать что-то революционно новое бывает сложно.
  • Цикличность и повторы трендов. Некоторые тренды графического дизайна повторяются из года в год, другие — возвращаются из недалекого прошлого. Это образует большое количество похожих логотипов, соответствующих одним и тем же трендам.
  • Проверенные тенденции и страх остаться непонятым. Предприниматели не всегда готовы рисковать и идти вразрез текущим тенденциям. Ведь в случае неудачи, придется потратить еще времени и денег на ребрендинг, а эксперимент может повлечь непонимание со стороны целевой аудитории. 
  • Стереотипные образы и ассоциации. Принято думать, что если не поместить на логотипе корову, то никто не поймет, что компания торгует молочными продуктами. Такие стереотипные, прямолинейные образы довольно ограничены в своем количестве. А это значит, что они нередко повторяются на знаках конкурентных компаний.

Соответственно, сходство фирменных знаков — явление абсолютно нормально. Но как же не попасть в неприятную ситуацию и судебные разборки? Все очень просто: нужны лишь интернет и небольшой анализ своей работы.

  • Воспользуйтесь гугл-поиском по картинках, чтобы найти похожие изображения. Не спешите утверждать новый лого и активно использовать его. Сначала поищите есть ли в гугле что-то похожее. Затем введите в поисковую строку ключевое слово, которое точно описывает вашу иконку и продолжайте поиски. Если ваш логотип не похож не чей-либо другой — смело отдавайте в печать.
  • Посмотрите на логотип в черно-белом варианте. Если вы наткнетесь на схожий лого, но с другой цветовой гаммой — то, увы, это еще не значит, что все в порядке. Проверьте не слишком ли велико сходство знаков в черно-белых вариантах, поскольку это тоже расценивается как плагиат. 
  • Посмотрите на уменьшенную версию. Бренды нередко используют обрезанные или упрощенные версии большого логотипа. Это помогает сохранить эстетичность при масштабировании в тех, случаях, когда на знак отведено слишком мало места или пикселей: фавикон, пиктограмма для приложения, в некоторых случаях при печати и т.д. Проследит также за тем, чтобы уменьшенный вариант вашего знака не повторял уже существующий. 

Что делать, если логотип все же похож? 

Чаще всего похожие логотипы образуются при использовани онлайн-генераторов. В таком случае советуем обращать внимание на величину библиотеки дизайнерских элементов сервиса. База Logaster, например, состоит из более, чем 1 000 000 иконок, десятков шрифтов, цветовых комбинаций и других элементов дизайна. И даже, если  клиенты воспользуются похожими деталями для разработки знака, в оригинальной компоновке каждый результат все равно окажется единственным в своем роде. 

Если вы обнаружили сходство между своим и чужим логотипами, не спешите начинать разработку знака сначала. Подумайте какие правки помогут добавить больше оригинальности в макет и примените их. Вот несколько советов как легко видоизменить уже готовый логотип.

Измените некоторые части логотипа 

Чтобы не менять лого полностью, попробуйте отредактировать лишь некоторые детали. Постарайтесь при этом не потерять изначальный замысел знака и не навредить его общей эстетике. Проще всего перевернуть или отобразить несколько элементов. Начните с правок небольших и менее значительных деталей.

Измените цвет 

Порой новая палитра может здорово изменить вид иконки. Но учитывайте то, что каждый цвет способен по-разному воздействовать на целевую аудиторию. Когда подходящий вариант раскраски будет найден, убедитесь, что его черно-белая версия также отличается от конкурентного лого.

Добавьте/удалите цвет с части логотипа

Еще один вариант поиграть с раскраской макета — добавить или удалить оттенок только с некоторых его деталей. Это поможет сохранить основной цвет и при этом здорово разнообразить иконку. Важно соблюдать правила сочетания цветов и обойтись без контрастирующий миксов, если, конечно, это не часть образа компании.

Добавьте/удалите фигуры или их часть

Выделите несколько не несущих смысловой нагрузки элемента и удалите их, или обрежьте. Это может кардинально изменить вид иконки. Но если удалять нечего, то попробуйте, наоборот, добавить несколько небольших деталей. Проследите за тем, чтобы логотип оставался простым, понятным и не потерял связь с компанией.

Используйте негативное пространство

Если вы внесли все допустимые правки, но логотип до сих пор напоминает конкурентный — не беда. Оставьте иконку в покое, и возьмитесь за фон вокруг нее. Используйте негативное пространство со смыслом, чтобы образовать новые образы между или вокруг основных объектов логотипа.

Примеры похожих лого 

Из-за невозможности, а иногда и ненадобности обращаться к профессиональным дизайнерам, может показаться, что проблема неуникального лого касается только малого бизнеса. К тому же, небольшие предприятия и стартапы часто пользуются преимуществами от подражания более узнаваемых конкурентных брендов. Но сейчас мы будем рушить эти стереотипы, ведь уникальный логотип — вещь редкостная и порой даже высокооплачиваемые дизайнеры не способны добиться желаемого результата. Давайте посмотрим как копирование фирменного стиля проявляется на практике всемирно известных компаний.

Vodafone/ Pinterest / Target

Округлые формы знака и одинаковая красно-белая раскраска делают похожими логотипы компаний из абсолютно разных ниш: оператора сотовой связи Vodafone, социального фотохостинга Pinterest и сетью магазинов Target. Но дополнительные элементы и детали логотипов все же заметно разнятся между собой.

Gucci / Chanel

Конкурентные компании, разделяющие одну и ту же нишу, еще чаще встречаются с копированием фирменного стиля. Посмотрите как ахроматическая расцветка и зеркальность буквенных элементов уподобляют друг другу логотипы модных домов Gucci и Chanel.

Medium / Metrocraft

Создатели платформы социальной журналистики Medium в 2012 году провели ребрендинг. В результате образовался логотип схожий с брендом компании Metrocraft, разработанного в 1977 году. Но цветовая гамма и перевернутая икона  все же разнообразили лого и добавили необходимые отличия.

Flipboard / Frisol 

Поскольку заглавные буквы в качестве иконки для логотипа — очень популярное решение. Компании Flipboard и Frisol воспользовались им и разработали свои лого с помощью схожих геометрических фигур. Таким образом знаки получились весьма похожими, Но разная детализация и цветовая гамма исправили эту ситуацию

Pepsi vs Южная Корея

Что может быть общего между сладким газированным напитком Пепси и республикой Южная Корея? Кажется, что вопрос не имеет никакого смысла, но это только до тех пор, пока не сравнить их логотипы. Эмблема Южной Кореи и фирменный знак Pepsi исполнены в одной цветовой гамме, оба имеют округлую форму и напоминают волну.

SUN MICROSYSTEMS AND COLUMBIA SPORTSWEAR

Производитель программного и аппаратного обеспечения Sun Microsystems разработал трендовый минималистичный логотип в геометрии, который визуально образует слово “Sun”. Фирменный знак производителя спортивной одежды и аксессуаров Columbia Sportswear также геометрический и довольно простой, а его “переплет” напоминает нити” тканей. Две абсолютно разные идеи могут так схоже выглядеть.

National Film Board vs Virtual Global Taskforce

Еще одно явное сходство — это логотипы канадской компании National Film Board и всемирной группы правоохранительных органов Virtual Global Taskforce. Основным элементом фирменных знаков обеих компаний является глаз, который образует силуэт человека. В первом случае глаз символизирует просмотр кино, а во втором — наблюдения за преступниками.

Tripadvisor и Шведская ассоциация издателей

Образы животных часто встречаются в качестве брендов, так как они содержат символические подтексты и могут стать отличным персонажем в ходе рекламных кампаний. Но иногда разработчики выбирают одно и то же животное для своего логотипа и даже используют схожий стиль в реализации задуманного. Также случилось с компанией Tripadvisor и Шведской ассоциацией издателей.

Логотип не обязательно должен быть непохожим на другие, чтобы качественно выполнять свои функции. Достаточно разработать знак со смысловой нагрузкой, подобрать соответствующую расцветку и следовать советам опытных дизайнеров в базовых решениях. Надеемся, эта статья и онлайн-сервис Logaster помогут вам в реализации собственного привлекательного бренда.

Обновлено Posted inВсе о дизайне

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.