Как перевести бизнес в онлайн: рабочие советы и креативные примеры
- Зачем вашему бизнесу онлайн-присутствие: три причины
- Что нужно для перехода в онлайн: главные инструменты
- Как перевести в онлайн разные сферы бизнеса
Можете представить стрижку, фотосессию или посещение ресторана онлайн? В 2020 году это стало реальностью, которая помогла сотням предпринимателей выжить в кризис. Сегодня онлайн-площадка нужна любому типа бизнеса, который хочет сохранить прибыль и легко адаптироваться к нестабильным условиям. Как перевести бизнес в онлайн, подробно расскажем в статье.
Зачем вашему бизнесу онлайн-присутствие: три причины
В 2020 году в связи с пандемией и мировым кризисом покупательские привычки резко изменились. Из-за закрытия многих офлайн-предприятий и самоизоляции даже самые консервативные люди вынуждены были пойти за товарами и услугами в интернет. Это подтверждают статистические факты:
- С января по июнь 2020 года количество посещений сайтов розничной торговли выросло беспрецедентно — с 16,07 миллиарда до почти 22 миллиардов в месяц: таких показателей в прежние годы не было даже в праздничные периоды.
- Данные британского ритейлера Waitrose показывают, что сегодня 77% потребителей хотя бы частично покупают продукты в интернете по сравнению с 61% в прошлом году.
- Согласно маркетинговому исследованию компании Adobe, рост онлайн-покупок практически не замедляется по мере ослабления карантинных ограничений. Так, 54% потребителей заявили, что будут продолжать делать покупки в интернете «в обозримом будущем».
В выигрыше оказались компании, которые сумели быстро подстроиться под новую модель поведения покупателей и улучшить их опыт. Особенно это коснулось микро- и малого бизнеса, особо чувствительных к любым колебаниям рынка. Выделим три основные причины, по которым стоит перейти в онлайн:
- Сохранить прибыль. Не можете продавать в физическом магазине? Не теряйте прибыль, предложив клиентам альтернативу в виду онлайн-покупок.
- Укрепить эмоциональную связь. В турбулентные времена выигрывает гибкий бизнес, который способен удовлетворить потребность людей в комфорте, стабильности, безопасности. Забота о клиентах скажется на их дальнейшем отношении к бренду.
- Расширить целевую аудиторию. В онлайне открываются возможности взаимодействовать со всем миром и постоянно поддерживать связь с целевой аудиторией, не давая забыть о вас.
Что нужно для перехода в онлайн: главные инструменты
Основные вопросы, которые волнуют предпринимателей, никогда не работавших в онлайне: сколько времени займет переход и что для этого понадобится. Разъясняем все по порядку.
Сколько времени понадобится
Начать продавать в интернете можно в течение двух недель. Конечно, сроки зависят от специфики бизнеса, но ускорить их поможет универсальный совет: начните с минимально работоспособной онлайн-платформы — и совершенствуйте ее в процессе. Так вы не потеряете драгоценное время и связь с клиентами.
Какие инструменты понадобятся
Рассказываем, без чего не обойтись на первом этапе, и как совершенствовать онлайн-модель.
Сайт или онлайн-магазин
Конечно, вы можете продавать на сторонних площадках (Amazon, Etsy и т.д.), но собственный сайт — это возможность играть по своим правилам, проявлять индивидуальность и продвигаться в интернете. Чтобы создать сайт, нужно сделать несколько простых шагов.
Читайте подробную инструкцию о том, как создать и оформить сайт-визитку.
1. Выбрать способ разработки
У вас есть два варианта: нанять веб-дизайнера или создать сайт с нуля самостоятельно. Второй способ под силу даже новичкам — достаточно выбрать онлайн-конструктор, который создает сайты по готовым шаблонам. Это могут быть такие популярные платформы, как WordPress, Wix, Tilda или Shopify (последний подходит только для онлайн-магазинов).
2. Зарегистрировать доменное имя
Оно должно быть уникальным и совпадать с названием компании. Учтите, что большинство популярных имен уже заняты — особенно это касается самого популярного международного домена .com. В этом случае попробуйте другое расширение, например, .net, .info или региональный домен (.uk для Великобритании, .us для США и т.д.).
3. Наполнить сайт
Помните, что платформа должна быть прежде всего удобна для пользователей. Чтобы начать работу, продумайте:
- Раздел с описанием продуктов и ценами. Постарайтесь максимально подробно описать характеристики, ответив на все вопросы, которые могут возникнуть у покупателей.
- Качественные фото и/или видео. Потратьте немного времени на фотосессию: сделайте фото и видео товаров при хорошем освещении, с разных ракурсов, чтобы покупатели могли хорошо рассмотреть их, прежде чем делать заказ. Если предоставляете услуги, снимите видео о них.
- Раздел о компании. В нем не стоит хвастаться достижениями — лучше объясните людям, чем вы можете быть полезны.
- Описание условий оплаты и доставки (подробнее об этом расскажем ниже).
- Контактные данные. Это могут быть любые удобные способы связи: телефоны, электронная почта, ссылки на соцсети.
- Айдентика. Логотип, фирменные цвета и шрифты помогут узнать и запомнить вас. Чтобы быстро разработать фирменный стиль, воспользуйтесь онлайн-генератором Logaster: по названию бренда сервис предложит вам десятки вариантов лого, цветов и шрифтов.
Нужен фирменный стиль для сайта?
Создайте его легко за пару минут, даже если у вас нет навыков в дизайне!
4. Настроить SEO
Ваша задача — сделать так, чтобы клиенты находили сайт в поисковых системах. Для этого позаботьтесь о SEO-оптимизации: составьте список ключевых слов, по которым ищут ваши продукты, и включайте их в заголовки, тексты и описания к фотографиям.
Организация оплаты и доставки
Чтобы начать продажи в интернете, вы должны иметь возможность принимать платежи от клиентов и отправлять им товары. Вот какие моменты нужно учесть:
- предусмотрите несколько способов онлайн-оплаты для удобства покупателей;
- подумайте, как вы будете доставлять товары: отправлять по почте, с курьером или развозить самостоятельно;
- пропишите способы возврата: в течение какого времени можно вернуть не подошедший товар и получить деньги.
Стратегия продвижения
С описанными выше базовыми инструментами вы уже можете полноценно стартовать в онлайне. Следующая задача — сделать бизнес заметным в интернете и привлечь как можно больше покупателей. Для этого советуем использовать такие каналы:
- Соцсети. Сосредоточьтесь на одной-двух платформах, которые больше всего подходят для вашего бизнеса: Facebook, Instagram, Twitter, LinkedIn, TikTok, Pinterest. Сообщите, что вы доступны онлайн, оставьте ссылку на сайт, регулярно публикуйте посты, взаимодействуйте с целевой аудиторией и привлекайте ее на свою платформу.
- Электронная почта. Если у вас есть база для электронной рассылки, отправьте всем клиентам письмо, рассказав об онлайн-услугах.
- Блог. Один из вариантов коммуникации с ЦА — вести на сайте блог с полезными советами. Занимаетесь дизайном? Давайте советы по ремонту и декору квартир. Готовите еду? Делитесь несложными рецептами. Дублируйте ссылки на статьи в соцсетях, чтобы привлечь на сайт потенциальных клиентов.
- Рекомендации. Чтобы увеличить аудиторию, организуйте партнерство с предпринимателями, с которыми у вас схожая целевая аудитория, и рекламируйте друг друга (к примеру, вы готовите еду на заказ, а партнеры продают посуду).
- Аналитика. Не забывайте анализировать эффективность продвижения: с каких каналов приходит больше людей; какие инструменты самые эффективные; какие стратегии используют конкуренты; как меняются тенденции рынка.
Будьте гибкими, поддерживайте постоянную связь с целевой аудиторией и ищите новые творческие идеи, чтобы заинтересовать ее.
Как перевести в онлайн разные сферы бизнеса
Бизнес по-разному адаптируется к интернет-присутствию: если продавать товары просто, то для оказания некоторых видов услуг приходится проявить изобретательность. Тем не менее, выход есть всегда: во время карантина весной 2020 года стали пользоваться популярностью онлайн-стрижки, фотосессии и даже ремонт бытовой техники! Рассказываем на примерах, какие варианты можно придумать.
Кафе/ресторан/бар
Перечислим традиционные и новаторские способы работать онлайн:
- Принимать заказы по телефону, соцсети или через интернет и доставлять клиентам.
- Внедрить так называемое бесконтактное обслуживание: клиенты делают заказ по интернету и лично приезжают забрать его. К примеру, Starbucks внедрил новый цифровой формат — Starbucks Pickup: свой капучино теперь можно заказать через приложение и забрать, не выходя из машины

- Делиться рецептами популярных блюд. Так, Burger King запустила во Франции акцию «Карантинный воппер»: рассказала, как приготовить дома фирменный гамбургер сети (воппер) и призвала делиться результатами в соцсетях. Такой способ укрепляет эмоциональную связь с брендом.

- Устраивать онлайн-ужины. Назначайте время, «бронируйте» онлайн-столики, доставляйте людям блюда — и организуйте коллективный ужин в Zoom: вы можете рассказывать о блюдах и бизнесе, а клиенты — общаться и задавать вопросы.

Языковые курсы
Преподавание можно адаптировать к онлайну, учитывая такие нюансы:
- Если вы преподаете лично, перенесите занятия на онлайн-платформу. Помните, что ученики должны чувствовать себя так же комфортно, как и офлайн, поэтому позаботьтесь о качественной связи.
- Если вы организуете учебу в зарубежных школах, свяжитесь с иностранными партнерами и узнайте, как они адаптировались к новым условиям. Подробно информируйте клиентов обо всех возможностях, например, курсах, на которых можно учиться онлайн.
Источник — UGEM
Магазин
Ваша задача — сделать покупки привычных продуктов, одежды или других товаров такими же удобными, как и в физическом магазине:
- Создайте сайт с удобной навигацией, категориями товаров и качественными фото.
- Рекламируйте продукты в соцсетях: это может быть таргетированная реклама, прямые эфиры, полезные посты, ролики на YouTube и многое другое.
- Позаботьтесь о доставке в срок и лояльной политике возврата.
Туристическое агентство
Хотя туристическая отрасль во время кризиса оказалась в самом незавидном положении, это не повод опускать руки и избегать общения с клиентами. Вот что можно сделать:
- Продавать туры в те места, куда разрешено ездить, подробно рассказывая о безопасности и других нюансах путешествия.
- Продвигать внутренний туризм: рассказывать о местных достопримечательностях, привлекательных местах, кухне, развлечениях.
- Показать заботу о людях: регулярно информировать о туристической ситуации в мире, вдохновлять, публиковать актуальные новости и полезные советы.
- Проводить онлайн-экскурсии о местах, которые пока недоступны для поездок. Так вы одновременно поддерживаете клиентов и рекламируете услуги в долгосрочной перспективе.
Выводы
Перевод бизнеса в онлайн — это новые возможности для привлечения клиентов, расширения спектра услуг и увеличения дохода. Чтобы оставаться конкурентоспособным в условиях нестабильности, бизнесу важно быть гибкими, прислушиваться к изменениям рынка и потребностям целевой аудитории.
Рубрики: How To