Ольга Ларина: «Не стоит ждать крутых результатов продвижения в соцсетях раньше, чем через 3-6 месяцев работы»

Реально ли самому заниматься продвижением бизнеса? Во что вкладываться в первую очередь? Как выстроить коммуникацию с клиентами? Эти и другие вопросы мы задали Ольге Лариной — известному PR-консультанту, имиджмейкеру, SMM-эксперту. Ольга работает как с корпорациями, так и с частными клиентами, и точно знает, как достигать результатов максимально эффективно.

Вы занимаетесь пиаром, имиджмейкингом, SMM, копирайтингом. Какая из этих сфер приносит вам больше всего удовольствия? И какую вы считаете самой перспективной на сегодня?

Пожалуй, больше всего мне нравятся три вещи: выводить новый бренд на рынок, делать спецпроекты с лидерами мнений и преподавать. 

Особенно мне нравятся закрытые программы с руководителями. Такой опыт у меня был и в Kyiv Business School на программе Executive MBA, и на программах NIMA (Netherland Institute of Marketing). Это очень крутое ощущение — работать над сложными вызовами вместе с людьми, которые меняют мир в буквальном смысле слова.

На программе Executive MBA в Kyiv Business School управленцев обучают необходимым навыкам, например, внедрять инновационные бизнес-модели, масштабировать бизнес, действовать в условиях неопределенности.

NIMA — это практические программы по маркетингу Netherlands Institute of Marketing, на которых дают все знания, необходимые специалистам в этой сфере: разрабатывать маркетинговые стратегии, определять УТП, прогнозировать поведение потребителей и т. д.

Еще я очень люблю корпоративные тренинги по коммуникациям. У меня есть клиенты, с которыми я сотрудничаю около 10 лет, и время от времени они обращаются ко мне за новыми программами. Тогда я ставлю на паузу текущие проекты и полностью погружаюсь в их задачи и сложности.

А самое перспективное сегодня — безусловно, построение эффективных коммуникаций с клиентами в условиях пресловутой новой нормальности. Последний год очень четко расставил все по местам. Некоторые мои клиенты за период первого локдауна (15 марта — 22 мая 2020) увеличили продажи в два-три раза. Это стало возможным благодаря холодной голове, наличию пространства для маневра и умению быстро принимать решения.

Коммуникации решают почти все, но они лишь часть общей стратегии бизнеса. Пока руководитель не готов серьезно пересматривать внутренние бизнес-процессы и принимать сложные управленческие решения, говорить об активном продвижении преждевременно. Иначе вы просто расширите диаметр трубы, в которую будут вылетать бюджеты на маркетинг.

Начиная бизнес, реально ли самому заниматься продвижением? Насколько эффективна такая стратегия?

Абсолютно реально, и у меня есть много таких примеров. Здесь важно понимать общий вектор движения и оценить количество ресурсов (времени и денег), которые человек готов затрачивать на это продвижение.

Будет прекрасно на старте проконсультироваться со знающими людьми, чтобы они порекомендовали обучающие программы или узких специалистов, у которых можно взять одну-две консультации. И далее уже начинать движение.

Коммуникации, которыми бизнес занимается самостоятельно, всегда выглядят более убедительно. Исключения — либо очень большой бизнес, либо очень талантливые агентства на подряде. 

Обычно через некоторое время возникает необходимость в привлечении людей (таргетинг, копирайтинг, продакшн), и здесь снова встает вопрос ресурсов и ожидаемых результатов. Для малого (и иногда среднего) бизнеса это вполне работающая стратегия.

Нанимая специалистов по контент-маркетингу, PR или SMM, на что обращать внимание в первую очередь? Как понять, что они действительно профессионалы и не потратят бюджет впустую?

Кейсы, общий бэкграунд и кругозор, пробное задание, рекомендации предыдущих клиентов и, конечно, собеседование. И даже все это не является гарантией, хотя и снижает риски.

Человек, который круто продвигал книжный магазин, может не справиться на должном уровне с рестораном и т. д. У каждого бизнеса есть своя специфика. Но все это вторично.

Главное — насколько человек открыт к людям и новой информации. Те, кто выбрали своим делом коммуникации, зачастую экстравертны, позитивны и активны. Они любят учиться, пробовать новое и не боятся ошибок.

В коммуникациях важно постоянно двигаться вперед. Интересоваться разным, работать с трендами, анализировать эффективность подходов. Мне видится странным, если человек занимается SMM и ничего не предлагает своему руководству для развития бренда.

Диджитал-рынок предлагает множество инструментов для продвижения. Если бюджет ограничен, во что вы посоветуете вкладываться в первую очередь?

Это во многом зависит от сферы бизнеса. Однако во что точно следует вкладываться, так это в людей. Важно много инвестировать и в обучение сотрудников, и в построение отношений с клиентами.

По сути, социальные сети — лишь один из видов earned media. А значит, лучше и убедительнее, чем о вас расскажут счастливые клиенты, не расскажет никто.

Earned media – так называемые заработанные медиаканалы, когда клиенты сами говорят о бренде: рекомендуют, обсуждают в соцсетях, оставляют отзывы.

Другое дело, что сейчас много интересного для работы с потенциально заинтересованной аудиторией. Те же чат-боты делают коммуникацию проще и для вас, и для клиента. 

Существуют ли универсальные социальные сети, которые подойдут для продвижения всем брендам? Если нет, то как выбрать соцсеть, которая будет самой эффективной в каждом конкретном случае?

Большинство брендов отлично чувствуют себя на Facebook. Многие активно завоевывают место под солнцем в Instagram, у некоторых хорошо получается даже в Linkedln.

На самом деле четкое разделение на умных и красивых осталось далеко в прошлом. Нужно быть там, где ваш клиент, и там, где ему интересно и удобно получать информацию о нужных продуктах и услугах.

Как сформировать лояльное сообщество вокруг бренда в соцсети и сколько времени на это закладывать?

Собственно говоря, это история длиною в жизнь. Однако если начинать с нуля, нужно понимать, что на разработку стратегии и начало ее имплементации потребуется время, как и на тест разных подходов на разных площадках.

Я бы не стала ожидать крутых результатов раньше, чем через 3-6 месяцев системной работы. Впрочем, везде бывают исключения

Личный бренд: когда и кому он нужен? С чего начать его выстраивать?

Он нужен всем, кто хочет продавать нечто под своим именем. И тем, кто готов брать на себя риски публичных коммуникаций с клиентами и разрешения конфликтов (если мы говорим про топ-менеджмент).

Начать следует с главного вопроса: почему ваш клиент должен купить именно у вас? Мне нравится схема 15 лет: первые пять лет люди смотрят, что ты делаешь, вторые пять лет — как ты это делаешь, третьи пять лет — как ты живешь. Личный бренд — это всегда игра в долгую и никогда не только про деньги.

Тренды на диджитал-рынке стремительно меняются. Как уследить за всеми изменениями? Можете поделиться способами, которыми вы пользуетесь? 

Следить за всеми вряд ли надо, но держать руку на пульсе хорошо. Отраслевые события (в диджитале это прежде всего Штаты, хотя Восток сейчас тоже сильно влияет на весь мир), интервью и блоги ключевых персон, регулярный мониторинг СМИ — с одной стороны.

С другой — обязательно чутко следить за тем, что происходит с клиентами: что для них важно, интересно, о чем они говорят, чего хотят. Тренды никогда не рождаются на пустом месте. И на самом деле все мы — их соавторы.

Подытожим ключевые правила продвижения бизнеса от Ольги Лариной:

  • оцените, сколько времени и денег вы готовы вложить в продвижение;
  • пройдите обучение или возьмите консультации у специалистов;
  • вкладывайтесь в первую очередь в людей: как сотрудников, так и клиентов;
  • не гонитесь за трендами: будьте там, где ваши клиенты, и следите за тем, что для них важно;
  • запаситесь терпением: значительные результаты продвижения в соцсетях обычно видны через 3-6 месяцев.
author_image

Редактор блога компании Logaster, контент-маркетолог. Эксперт по веб-маркетингу и брендированию. Умеет писать просто о сложном. По ее статьям можно построить успешный бренд и начать успешное продвижение в интернете.

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.