How To

Как самостоятельно зарегистрировать логотип компании: алгоритм действий

Как Зарегистрировать Лого

Эта статья не является юридически исчерпывающей. Мы постарались собрать законодательную информацию, рекомендации юристов. Упорядочить её, сделать понятной простому обывателю и прописать алгоритм действий, которые необходимы для регистрации товарного знака. В этой статье описана как региональная регистрация в России, Украине, Белоруссии так и международная (мадридская система регистрации).

Для уточнения нюансов и получения юридически исчерпывающей помощи обращайтесь к юристу в вашем регионе.
 
Часто люди путают лого и товарный знак. Тем не менее, это два разных понятия.

“Товарный знак — это зарегистрированные в установленном порядке обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. Они могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Могут быть зарегистрированны в любом цвете или цветовой комбинации.” ГК РФ.

Логотип — специально разработанная, стилизованная сокращенная форма названия фирмы, часто в оригинальном начертании.

В чем разница между ними?

Товарный знак — широкое понятие и может включать в себя: логотип, фирменное наименование, шрифт, упаковки, слоганы и т.д.

Определение товарного знака, их видов, правила государственной регистрации, право собственности и другие правовые аспекты указаны в нормативно-правовых актах государства, на територии которого происходит регистрирование. Для РФ это ГК РФ 76 раздел, для Украины — ЗУ “Про защиту прав на знаки для товаров и услуг, для Белоруси — ЗРБ “О товарных знаках и знаках обслуживания”. Исходя из этого, товарный знак и права на него защищены законом и могут отстаиваться в судебном порядке.

Логотип, в свою очередь, зачастую не защищен законом. По этому для того чтоб обеспечить законодательную защиту своему логотипу, стоит регистрировать его в контексте товарного знака. В этом случае он будет защищен правом интелектуальной собственности.

Товарный знак и лого как его часть нельзя запатентовать. По сколько они регистрируються, а патентуються технические изобретения, промышленные образцы и полезные модели. Это еще одна частая ошибка.

Как зарегистрировать товарный знак?

Перед тем как вникать в суть процесса регистрации, нужно определиться со следующими нюансами. Если вы планируете деятельность на территории одного государства, достаточно будет региональной регистрации. Если вы хотите выходить на рынки других стран, то у вас будет два варианта: либо регистрироваться в каждом государстве заново, либо использовать мадридскую систему международной регистрации товарных знаков. Это позволит пройти разовую процедуру и получить права в 118 странах.

Стоит отметить, что в обоих случаях региональной регистрации не избежать.

Региональная регистрация товарного знака.

От страны к стране аспекты этой процедуры разнятся: органы регистрации, ее стоимость, сроки. Но структура процесса достаточно схожа.

Кто имеет право на регистрацию?

Право на регистрацию знака имеют физические лица, индивидуальные предприниматели (ип), юридические лица или патентный поверенный.

Патентный поверенный — это физическое лицо, которое имеет лицензию, выданную органом регистрации для предоставления услуг по патентованию и защите товарных знаков.

К патентному поверенному следует также обращаться лицам, которые не являются резидентами страны, в которой необходима регистрация.

Что нужно для регистрации?

  • Заявка

Подать заявку в региональный орган регистрации. В РФ — Федеральный институт промышленной собственности, в Украине — Украинский институт интеллектуальной собственности (Укрпатент), в Беларуси — Национальный центр интеллектуальной собственности. Заявка, как правило состоит из заявления, перечня товаров, описания обозначений. Форму заявки можно скачать на официальных сайтах органов-регистраторов.

  • МКТУ

Выбрать классы по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Эта классификация позволяет отнести ваш товарный знак к конкретной категории, что облегчает регистрацию и оценку органами регистрации, а также упрощает защиту прав интеллектуальной собственности на ваш товарный знак. МКТУ включает 45 классов из них 1-34 это товары, а 34-45 услуги. На сайте mktu.info вы можете воспользоваться поиском, чтоб найти нужный класс. Эта информация указывается в заявке.

Международная Классификация Товаров

  • Экспертиза

Чтобы получить право интеллектуальной собственности (зарегистрировать) на товарный знак, он должен быть уникальным. По этому после подачи заявки в региональный орган регистрации, знак проходит проверку на идентичность. Такая услуга предоставляется самим органом регистрации, она платная и цена будет зависеть от вида обозначения (текстовое, графическое), сроков предоставления и от количества видов деятельности по МКТУ. Точную цену предоставляемых услуг можно узнать на сайте регистратора ФИПС, Укрпатент, НЦИС. Именно эта экспертиза позволяет зарегистрировать товарный знак.

Если в процессе экспертизы возникнет необходимость в уточнениях по документации, вам будет отправлен соответствующий запрос. В случае, если возникнут обстоятельства препятствующие регистрации, вам будет отправлено уведомление.

У многих возникает желание перед отправкой заявки провести проверку по базам с открытым доступом в интернете, либо воспользоваться услугами компаний, которые предоставляют такой поиск и т.д. Не рекомендуем этого делать, так как точный результат может дать только орган регистрации, и экспертиза обязательна для проведения при регистрации знака. Поэтому подобные действия не имеют особого смысла.

Свидетельство о регистрации

После того как орган регистрации примет решение, вам необходимо убедится в уплате государственной пошлины на регистрацию. Если пошлина уплачена, вам выдадут свидетельство о регистрации товарного знака.

Свидетельство Регистрации Товарного Знака РФ
Свидетельство Регистрации Товарного Знака Украина
Свидетельство Регистрации Товарного Знака Белоруссия

Что дает регистрация?

  • Передавать право на использование знака;
  • Запрещать использование третьим лицам;
  • Привлекать к ответственности нарушителей права вашей интеллектуальной собственности на товарный знак;
  • Распространять любую рекламу с использованием знака.

Мадридская система международной регистрации

 
Логотип Мадридской Системы Регистрации Товарных Знаков

Мадридская система — удобный инструмент для регистрации товарных знаков и управления ими по всему миру.

Преимущества

    • Не нужно регистрироваться в каждой стране заново;
    • Заявка подается через региональный центр регистрации, не нужно обращаться к патентным управляющим из других стран;
    • Оплачиваете только одну пошлину, а не по отдельности для каждой страны.
    • Сроки регистрации ограничены от 12 до 18 месяцев.

Сертификат Мадридской Системы

Кто может пользоваться мадридской системой?

  • нужно иметь место жительства или место положение своего промышленного или торгового объекта, либо быть гражданином одной из 118 стран, охватываемых 102 членами Мадридской системы.

Сколько это стоит?

  • 653 швейцарских франка за черно-белое исполнение или 903 швейцарских франка за знак в цветовом исполнении + дополнительные расходы, размер которых зависит от того, где необходимо обеспечить его охрану и сколько классов товаров и услуг будет охватывать.

Как работает мадридская система?

 
Процесс Регистрации WIPO

Выводы

Для того, чтоб защитить права на свой логотип и он стал объектом интеллектуальной собственности вам нужно регистрировать его как торговый знак. Для этого пройдите все необходимые этапы региональной регистрации. Если вы планируете выходить на международный рынок или на рынки нескольких иностранных государств, наиболее оптимальным решением будет воспользоваться мадридской системой регистрации товарного знака.

Об авторе Lilia Trokhymchuk

Информация не предоставлена автором

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *