Как оформить шапку сайта: тренды, примеры, лайфхаки
Чтобы сформировать мнение о сайте, посетителям нужно всего 50 миллисекунд. Первый взгляд падает на шапку страницы, где начинается знакомство потенциального клиента с брендом. Как использовать потенциал шапки на все 100 процентов? Какие элементы стоит включить? С кого брать пример? Собрали ответы на вопросы предпринимателей, которые хотят привлечь на сайт покупателей.
- Что такое шапка сайта и зачем она нужна
- Какие элементы входят в хедер
- Какие приемы сделают шапку привлекательной
- Вывод
- Какие элементы входят в хедер
Что такое шапка сайта и зачем она нужна
Шапка (ее еще называют хедер) — это верхняя часть страницы. Раньше ее рассматривали как узкую полоску с меню, контактами и логотипом, но сейчас термин понимают шире — как весь первый экран. Область, которую люди видят до прокрутки страницы, выполняет три основные задачи.
- Информирует. Сообщает, что предлагает ресурс и почему здесь стоит остаться.
- Рассказывает о бренде. Вызывает эмоциональный отклик при помощи логотипа, цветов, шрифтов, иллюстраций и задает тон дизайну остальных страниц.
- Облегчает навигацию. Содержит ссылки на меню, кнопки призыва к действию и другие элементы, которые позволяют быстро сориентироваться.
Помните: у вас есть доли секунды, чтобы донести месседж до посетителей платформы. Для этого важно подобрать правильные инструменты.

Какие элементы входят в хедер
Шапки разных онлайн-ресурсов отличаются: одни посвящены презентации бренда, другие — продукту, третьи — целевому действию. От задачи ресурса зависит набор инструментов, которые включают в хедер. Ниже мы перечислим самые популярные, но это не значит, что вам нужно использовать все сразу.
- Название и логотип. Нужны, чтобы быстро узнать бренд и укрепить его идентичность. Создать эмблему, которая привлечет внимание, поможет онлайн-генератор Logaster: всего пара кликов — и новый лого уже на вашем сайте.
Получите логотип для шапки сайта за пару секунд!
Скачайте любой лого, который предложит конструктор, и сразу протестируйте его на своей странице
- Меню. Обеспечивает простую навигацию, а значит, улучшает опыт взаимодействия с брендом.
- Заголовок. Коротко передает основной месседж: преимущества компании, выгоду или специальное предложение.
- Иллюстрации. Фото, видео, рисунки или анимация дополняют информацию, размещенную в заголовке.
- Кнопки призыва к действию. «Купить», «заказать», «узнать больше» — эти и другие фразы ведут потенциальных покупателей по воронке продаж.
- Панель поиска. Упрощает пользование платформами с большим объемом информации (актуально для информационных ресурсов или разветвленных каталогов товаров).
- Корзина. Необходима интернет-магазинам, чтобы упростить процесс покупок.
- Панель авторизации. Нужна для входа в систему с расширенными возможностями: например, постоянным клиентам интернет-магазинов или эксклюзивным подписчикам блога.
- Ссылки на социальные сети. Переводят трафик в соцсети, если вы хотите привлечь новых подписчиков.
- Языки. Для многоязычных сайтов полезна функция переключения между языковыми версиями, чтобы читатели быстро перешли на удобный язык.
Чтобы определить, какие инструменты понадобятся именно вам, подумайте о:
- Специфике ресурса. Интернет-магазин, блог, лендинг — для каждого типа веб-сайта нужен свой дизайн.
- Целях. Хедер должен вести к целевому действию: выбирайте компоненты, которые решают главную задачу.
- Удобстве. Перегруженная страница оттолкнет пользователей: оставьте только то, что действительно необходимо для первого знакомства.
Какие приемы сделают шапку привлекательной
Дизайн хедера — это десятки нюансов цветовых решений, типографики, иллюстраций, юзабилити. По каждому пункту мы собрали основные советы и креативные идеи для вдохновения.
Визуальная иерархия
Так называют расположение элементов в порядке важности. Подробно обо всех приемах можно почитать в нашей статье о визуальной иерархии. Коротко напомним об основных лайфхаках, которые помогут управлять вниманием пользователей:
- Паттерны. Существует два основных способа сканирования страницы: по траекториям букв F и Z. По данным исследовательской компании Nielsen Group, F-паттерн — самый распространенный. Но в обоих случаях ключевой является верхняя строка. Именно там стоит располагать ключевые элементы: название, логотип, контактную информацию.
- Размер. Крупные надписи и изображения обращают на себя внимание в первую очередь.
- Цвета. Яркие оттенки и контрастные решения более заметны. А блоки, выполненные в одном цвете, выглядят как взаимосвязанные.
- Пустое пространство. Чем больше «воздуха» вокруг текста и изображения, тем больше они выделяются. Также пробелы подчеркивают связанность или разделенность компонентов.
Посмотрите, как выстроена визуальная иерархия на платформе разработчика мобильных приложений Addevice. Внимание привлекает короткий заголовок с коммерческим предложением и красная кнопка с призывом к действию. Вокруг много воздуха, а справа — простая иллюстрация.

Навигация
Основной критерий хорошего меню — простота: посетители должны быстро разобраться, где они находятся и как попасть в нужный раздел. Упорядочите структуру, выделив самые важные категории, и используйте трендовые приемы:
Эффект наведения: подменю раскрывается при наведении курсора на основные разделы.

Гамбургер-меню. Это три горизонтальные полоски, при нажатии на которые раскрывается полное меню. Прием помогает сохранить лаконичность хедера и не отвлекать внимание от остальных элементов. Именно так выполнила навигацию веб-студия Baianat. Интересно, что три горизонтальные полоски перекликаются с логотипом бренда, расположенным в левой части экрана.

Заголовок
Один из центральных элементов, в котором играют роль две составляющих: дизайн и содержание.
Дизайн
Нет однозначного ответа на вопрос, какой размер и шрифт станут лучшими для вашего заголовка. Главное, чтобы они передавали характер бренда и основной месседж онлайн-платформы, но не перетягивали на себя внимание. Еще один важный критерий надписи — удобочитаемость.
На сайте диджитал-агентства Halo Lab заголовок занимает весь хедер. Но благодаря спокойным цветам и минималистичному шрифту без засечек он смотрится лаконично и стильно.

Текст
Содержание заголовка зависит от специфики и цели ресурса. К примеру, для интернет-магазина актуально сообщение о новых продуктах или скидках, для бизнеса в сфере услуг — предложение попробовать пробник продукта бесплатно, а для крафтовых производителей — акцент на преимуществах продукта.
Заголовок может выполнять разные задачи: побуждать к действию, вызывать эмоцию, укреплять доверие, например:
- компания по производству возобновляемой энергии Green Mountain Energy напрямую обращается к потенциальным клиентам, играя словами: «Нам нравится ваша энергия!»;

- маркетинговое агентство Ckonecta лаконично излагает коммерческое предложение: «Стратегии для развития вашей компании»;

- веб-студия Okb Interactive Studio создает эмоциональный посыл: «Сделай что-нибудь классное»;

- магазин по продаже косметических средств Baxter of California размещает несколько сменяющихся заголовков с актуальными предложениями: новыми продуктами, акциями, скидками.

Иллюстрации
Фото или видео, рисунки или анимация — любые иллюстративные материалы должны поддерживать основной месседж и побуждать пользователей остаться с вами. Стоит учесть:
- Качество. Наймите фотографа, видеографа или иллюстратора, чтобы создать четкую и яркую картинку.
- Размещение. Не обязательно ограничиваться одним изображением по центру: некоторые ресурсы представляют целое слайд-шоу. Так, на официальном сайте с мерчем фильма «Плохие парни» фото с товарами оформлены как кинолента. Еще одна фишка: при наведении курсор превращается в мишень.

- Интерактив. В тренде — ожившие рисунки, которые привлекают внимание. Дистрибьютор продуктов и напитков Green Spoon Sales изображает картинку с падающими в тарелку фруктами. При наведении курсора она превращается в анимацию, поддерживая размещенный выше слоган «Shake» («Встряхни»).

«Спецэффекты»: липкая шапка и параллакс
Не забывайте о дополнительных приемах, которые повышают удобство пользования и задерживают внимание:
- Фиксированная или липкая шапка. Блок с полезными элементами, который следует за посетителем по мере прокрутки. Для интернет-магазинов это корзина и контактные телефоны, для сайтов услуг — выгодное предложение и призыв к действию.
- Параллакс. Эффект игры с углом зрения: по мере прокрутки одни компоненты двигаются медленнее, чем другие. Благодаря параллаксу дизайн выглядит глубже и объемнее.
На платформе для онлайн-презентаций Pitch за пользователем следуют не только меню и призыв, но даже заголовок с двумя маленькими видео людей, проводящих презентацию. На втором экране заголовок визуализируется, показывая, как выглядит работа в программе.


Призыв к действию
Кнопка, которая побуждает потенциального покупателя выполнить целевое действие, а значит — повысить ваш коэффициент конверсии. Чтобы добиться этого эффекта, она должна быть:
- Заметной. Разместите ее на видном месте, выделите контрастным цветом и оставьте вокруг «воздух».
- Понятной. Сформулируйте короткое четкое сообщение, смысл которого понятен даже при беглом прочтении.
- Написанной на языке целевой аудитории. Не всем подойдут стандартные фразы вроде «Зарегистрироваться» или «Узнать больше». Так, компания по созданию мобильных приложений для финтех-стартапов All Front мягко обращается к будущим клиентам: «Расскажите нам о том, что вам нужно».

Единство дизайна
Шапка — не самостоятельный элемент, а часть онлайн-платформы и бренда в целом. Позаботьтесь, чтобы она:
- Соответствовала дизайну остальных страниц. Придерживайтесь единства шрифтов, цветов, иллюстративных материалов во всех разделах.
- Корректно выглядела на мобильных устройствах. Не забудьте о мобильной версии сайта: проверьте, как отображается шапка и видны ли все элементы.
Вывод
Шапка — это ключевой элемент сайта и одна из важных точек касания клиентов с бизнесом. Чтобы выполнять свои задачи, она должна быть нестандартной, удобной в использовании и отвечающей брендингу. Советуем изучить актуальные приемы и подумать, какие из них будут эффективно работать на вашу компанию.
Рубрики: Все о дизайне