Как создать успешный подкаст: полный гайд

  1. Виды подкастов и маркетинговый потенциал
  2. Подготовка к запуску: оборудование и анализ рынка
  3. Запись и публикация выпуска: что нужно учесть

59 процентов людей сегодня тратят больше времени на подкасты, чем на соцсети, а 66 процентов — больше, чем на телевизор. Этот аудиоформат превратился в один из самых актуальных маркетинговых инструментов, который не требует большого бюджета. Что нужно для запуска подкаста, как выбрать выгодную нишу и начать продвигать продукт, вы узнаете из статьи.

Виды подкастов и маркетинговый потенциал

Подкаст — это формат аудиотрансляции в интернете, который можно слушать на сервисах потокового аудио (например, iTunes и Spotify) или сайтах. Каждый подкаст посвящен определенной теме и может выходить в таких форматах:

  • монолог: один ведущий, который делится знаниями, опытом, отвечает на вопросы;
  • интервью: ведущий интервьюирует одного или нескольких гостей;
  • два и более ведущих: обсуждение темы с разных точек зрения, дискуссии, обмен опытом.

В отличие от видео или текстов, подкаст не требует зрительного вовлечения, а значит, потреблять его намного проще. За несколько лет этот формат стал трендом на рынке. По состоянию на март 2020 года больше трети взрослых американцев (104 миллиона) ежемесячно слушали подкасты. Чаще всего это происходит в поездках, во время домашней работы или в свободное время.

the state of podcasting
Источник — buzzsprout

Вслед за популярностью растет и маркетинговый потенциал бизнеса. В 2019 году 55,6 процента слушателей купили товар, узнав о нем из подкаста. По прогнозам аналитиков, в 2021 году общий доход от рекламы в аудиотрансляциях превысит 1 миллиард долларов.

Подготовка к запуску: оборудование и анализ рынка

Аудиоформат не требует крупных финансовых затрат, но маркетинговый анализ стоит провести так же тщательно, как и при запуске любого другого продукта. Составили чек-лист задач для подготовительного этапа.

Купите технику

1. Микрофон. Для старта подойдет качественный USB-микрофон. Обратите внимание на модели, которые позволяют настраивать звуковые эффекты.

Диапазон цен: от 70 долларов и выше.

2. Наушники, лучше с эффектом шумопоглощения.

Диапазон цен: от 19 долларов и выше.

3. Программное обеспечение. Записывать и редактировать подкасты можно при помощи специальных программ, среди которых есть как бесплатные (Audacity, GarageBand), так и платные (Reaper, Adobe Audition).

Диапазон цен: от 0 до 53 долларов в месяц.

Найдите нишу

С какой целью вы создаете подкаст? О чем он будет? Почему его захотят слушать? Это первые вопросы, которые стоит задать, чтобы определиться с темой и целевой аудиторией. Ваша ниша находится в точке пересечения личных увлечений с запросами рынка:

  • Напишите список тем, которые вам интересны и о которых вы знаете больше других: читаете профильные издания, общаетесь с экспертами или сами являетесь экспертом.
  • Рассмотрите потенциал каждой из тем. Изучите форумы, блоги, сообщества в соцсетях, посмотрите, насколько широк круг потенциальных слушателей. Найдите похожие подкасты и проанализируйте их популярность.
  • Изучите стратегии конкурентов. Подумайте, как вы можете выделиться: узкой специализацией, способом подачи, эксклюзивной информацией? На этом отличии вы будете выстраивать продвижение.
  • Составьте так называемый аватар целевой аудитории, то есть усредненный портрет слушателя: возраст, место жительства, образование, социальное положение, образ жизни, привычки, проблемы, с которыми он сталкивается. Это поможет выбрать формат подачи и стиль общения. 
podcast niches
Источник — Stacy Tuschl

Запланируйте длину и частоту выхода выпусков

Идеальной продолжительности и частоты публикации не существует — все зависит от тематики и запросов аудитории. Анализ 10 миллионов подкастов показал, что средняя продолжительность каждого эпизода — 38 минут 42 секунды. Вот по каким критериям можно ориентироваться:

  • Поведенческие характеристики аудитории. По статистике, 82,4 процента опрошенных слушают подкасты семь и более часов в неделю, 22,4 процента — больше трех часов в день. Подумайте, где люди будут потреблять контент? Есть ли у них время на длинные записи?
  • Тематика. Насколько широкую сферу вы выбрали? Как часто сможете подавать новую информацию и находить спикеров?
  • Конкуренты. Запланируйте расписание, которое отличит вас от других. У подкастеров в вашей сфере приняты подробные двухчасовые выпуски? Сделайте своим преимуществом получасовые эпизоды.

Какое бы расписание вы не запланировали, придерживайтесь регулярности: выпуская записи хаотично, вы рискуете потерять зрителей. Прислушивайтесь к их мнению, чтобы отрегулировать длину серий.

Придумайте название

Имя подкаста сообщает слушателям, чего ждать, когда они нажмут на кнопку «play». Приведем несколько критериев названия, которое привлечет внимание к продукту:

  • короткое и понятное: простыми словами объясняет, о чем пойдет речь;
  • содержит ключевые слова, по которым люди могут вас найти;
  • подчеркивает индивидуальность: сообщает о специфике или отличии от конкурентов;
  • легко произносится: вы будете произносить имя в выпусках, поэтому постарайтесь, чтобы оно было приятным на слух и быстро запоминалось.
podcast name ideas

Создайте обложку

Обложка — это одно из первых впечатлений о подкасте. Она должна быть уникальной, привлекать внимание и передавать характер продукта.

  • Используйте не больше двух цветов и двух шрифтов. Постарайтесь, чтобы оттенки были контрастными, а надписи — разборчивыми.
  • Добавьте логотип — главный символ бренда, который поможет запомнить вас. Не знаете, какая эмблема вам подойдет? Воспользуйтесь онлайн-генератором Logaster, чтобы визуализировать все идеи и выбрать лучшую.

Создайте лого для подкаста в два клика!

Введите название — и профессиональный конструктор предложит десятки вариантов

  • Придерживайтесь минимализма, чтобы обложка оставалась различимой на любом носителе, включая экран мобильного телефона.
  • Учитывайте технические требования. Обложка для iTunes и Spotify должна быть квадратной с оптимальным размером 3000×3000 пикселей в формате JPEG или PNG.

Подготовьте описание

Расскажите подробности о вашем продукте, помня о двух факторах:

  • Интересах пользователей. Заинтригуйте, сообщите о ценности, покажите преимущества, расскажите, как вы решаете проблему, которая волнует аудиторию.
  • Поисковых системах. Алгоритмы Spotify и iTunes ранжируют описания по ключевым словам, поэтому их стоит использовать в тексте. 

Подберите музыку

Музыкальные треки понадобятся для вступления, завершения выпусков и перебивок между рубриками в середине. Помните, что музыка должна быть предназначена для легального использования. Ищите записи с лицензией Creative Commons:

  • Начните со специализированных бесплатных ресурсов, например, Dig CCmixter.
  • Если выбор вас не устраивает, больше треков можно найти на платных сервисах, таких как Wistia, Pond5, Syncly.
  • Еще один вариант — сделать заказ фрилансерам, которые специализируются на написании треков (биржи Fiverr, Upwork и другие).
Dig CCmixter

Запись и публикация выпуска: что нужно учесть

Вы определились с темой, позиционированием и подготовили оборудование: самое время приступать к подготовке первого выпуска. 

Планирование

Подкаст начинается с написания сценария. Продумайте заранее каждую часть выпуска, чтобы во время записи сосредоточиться только на общении:

  • Составьте план: обозначьте основные пункты, расставьте их в логической последовательности, продумайте плавные переходы между темами.
  • Подробно пропишите вступление, чтобы захватить внимание слушателей: представьтесь, назовите подкаст, расскажите, о чем пойдет речь.
  • Если ждете гостя, подготовьте вопросы для интервью и подумайте, как вы его представите.
  • Запланируйте повторяющиеся рубрики, например, «главные новости отрасли» или «вопросы слушателей».
  • Продумайте финал: подведите итоги, поблагодарите гостей или коллег, проанонсируйте следующие выпуски.
  • Не забудьте о призыве к действию в конце: подписаться на подкаст, купить рекламируемый товар, оставить отзыв о выпуске в соцсетях и т.д.

Запись

Преимущество подкаста в том, что он не выходит в прямом эфире, а значит, вы можете сколько угодно тренироваться, записывая эпизоды и выбирая лучший.

  • Выберите тихое место в помещении и отключите звук на телефоне, чтобы избежать посторонних шумов. Убедитесь в этом, записав несколько секунд тишины и прослушав ее.
  • Откройте программу для записи, подключите микрофон и установите настройки звука. Пробуйте говорить в микрофон и следите за тем, чтобы индикатор амплитуды звука не очень сильно колебался — иначе в аудио будут резкие перепады громкости.
  • Начинайте с небольших отрывков и сразу прослушивайте их, чтобы убедиться в качестве.

Редактирование

Монтировать аудиодорожку удобно в той же программе, в которой вы ее записывали. Объедините эпизоды, добавьте музыку, вырежите паузы, неудачные фразы или повторы. Стабилизируйте громкость и удалите фоновые шумы при помощи настроек. Затем переходите к техническим параметрам, которые нужны для экспорта и качественного прослушивания:

  • Выберите битрейт, то есть настройки конвертирования звука. Чем выше этот показатель — тем качественнее звук, но тем объемнее файл. Оптимальным считается показатель 128 кбит/с.
  • Установите LUFS — уровень громкости аудиодорожки. Специалисты советуют выбирать 16 LUFS для стереозаписей и 19 для моно.
  • Закончив редактирование, сохраните файл в формате MP3.
  • Вставьте теги ID3, которые содержат дополнительную информацию о файле и будут отображаться на экранах во время проигрывания: название подкаста и эпизода.

Публикация

Загрузить подкаст напрямую в iTunes или Spotify невозможно. Для этого файл нужно поместить на облачный хостинг и создать для него RSS-канал.

Один из самых популярных облачных сервисов для аудиофайлов — SoundCloud: загрузите туда выпуск, добавьте название и описание и включите в RSS-ленту. Затем скопируйте ссылку на нее, зайдите на сервис, в котором вы собираетесь публиковать запись, нажмите «Добавить» и вставьте ссылку.

SoundCloud

Продвижение

Чтобы ваш бизнес стал успешным, подумайте, как привлечь слушателей и монетизировать продукт. По статистике, люди узнают о подкастах из таких источников (в порядке убывания популярности): реклама в другом подкасте; рекомендации друзей; соцсети или сайт; мобильное приложение; рекомендации инфлюерсеров. Старайтесь использовать несколько каналов:

  • Общайтесь с другими подкастерами со схожей целевой аудиторией и договоритесь о перекрестном продвижении.
  • Будьте активны в тематических сообществах в соцсетях, но не рекламируйте в открытую. Общайтесь, демонстрируйте экспертность, делитесь опытом и иногда упоминайте о своем продукте.
  • Добавьте ссылку на свой проект на сайт, в подпись к электронной почте, рассказывайте о нем в соцсетях.

Вывод

На рынке ежедневно появляются сотни новых подкастов, но, несмотря на конкуренцию, креативные идеи продолжают находить отклик. Продумайте ценность вашего проекта для слушателей, отличие от конкурентов, увлекательный контент — и набирайте аудиторию. Желаем вам интересных тем и лояльных слушателей!

author_image

Редактор блога компании Logaster, контент-маркетолог. Эксперт по веб-маркетингу и брендированию. Умеет писать просто о сложном. По ее статьям можно построить успешный бренд и начать успешное продвижение в интернете.

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.