Help Our Team & All Ukrainians to Protect Own Home Donate

Логотип биткоина: создание, развитие и символизм

Логотип биткоина настолько популярен, что Google даже добавил его в набор символов клавиатуры. При этом, в отличие от многих известных знаков, за его созданием не стоят команды маркетологов, именитые дизайнеры и миллионные бюджеты.

Логотип биткоина: создание, развитие и символизм
Источник изображения: freepik.com

Кто создал первый логотип биткоина? Почему его решили изменить? Какой тайный символизм заложен в эмблеме криптовалюты? Подробно обо всем рассказываем в статье.

  1. Первый логотип биткоина: цифровое золото
  2. История изменений эмблемы биткоина: от вертикальных полос до оранжевого круга
  3. Элементы логотипа биткоина: скрытое значение буквы «В», пропорций и оранжевого цвета
  4. Авторские права на эмблему биткоина
  5. Вывод

Первый логотип биткоина: цифровое золото

Идея создания цифровой валюты активно обсуждалась еще с 80-х годов ХХ века. Специалистов привлекала идея анонимности и скорости таких платежей. С тех пор были запущены несколько прототипов криптовалюты, но полноценно воплотить идею на практике удалось только в начале 2000-х.

В разгар финансового кризиса в августе 2008 года в интернете был анонимно зарегистрирован домен bitcoin.org. А в октябре на сайте metzdowd.com, посвященном криптографии, появилась статья авторства некоего Сатоши Накамото (кто он, точно не известно до сих пор) «Биткоин: одноранговая электронная кассовая система». В статье излагалась идея новой, децентрализованной, цифровой валюты и принцип ее работы.

Через несколько месяцев, в январе 2009 года, Накамото представил первый логотип биткоина: значок золотой монеты с аббревиатурой «BC» (сокращение от «bitcoin»).

Первый логотип биткоина 2009
Источник изображения: 1000logos.net

Дизайнеры считают, что первый лого биткоина был вдохновлен популярной в то время философией скевоморфизма. Так называют дизайн, в котором цифровые объекты дублируют свои физические аналоги (известный пример такого дизайна — операционная система на первом iPhone). В случае биткоина монета должна была напоминать реальные деньги, ассоциируясь с цифровым золотом.

История изменений эмблемы биткоина: от вертикальных полос до оранжевого круга

За первые два года существования биткоина его логотип менялся дважды. Окончательная версия лого известна уже больше десяти лет и с тех пор становится все популярнее.  

Первое обновление дизайна биткоина: февраль-2010 

С появлением популярного криптофорума Bitcoin Talk пользователи стали обсуждать, в том числе, усовершенствование логотипа. Одни предлагали взять за основу символ тайского бата (฿), другие — создать с нуля уникальный значок, третьи — использовать в иконке трехбуквенный код биткоина («BTC»).

В феврале 2010 года Сатоши представил свое видение обновленного логотипа. Сохранив золотую монету, он заменил аббревиатуру «BC» на букву «B». Ее пронзали две вертикальные полосы, напоминая о символах физических валют.

Обновленная эмблема биткоина 2010
Источник изображения: 1000logos.net

Второе обновление дизайна биткоина: ноябрь-2010

Участников форума изменения не удовлетворили, и в ноябре 2010 года пользователь под ником Bitboy опубликовал свою версию логотипа биткоина в стиле плоского дизайна. Он наклонил белую букву «В» вправо, сохранив два штриха сверху и снизу, и поместил ее в оранжевый круг.

Значок биткоина 2010 Bitboy
Источник изображения: bitcoin.org

Логотип стал выглядеть лаконичнее и современнее, что оценили пользователи форума Bitcoin Talk. «Лучший логотип биткоина, который я когда-либо видел», — прокомментировал один из участников. 

История изменений логотипа биткоин
История изменений логотипа биткоина

Альтернативная версия логотипа биткоина: апрель-2014

Несмотря на успешный редизайн, группа активистов под названием «Символ биткоина» настаивала, что цифровая валюта нуждается не в логотипе, а в собственном знаке. Их аргументы были следующими:

  • Биткоин — это не бренд, а валюта, поэтому ей нужен не логотип, а символ (как $, € или ¥).
  • Как и другим валютам, ей подойдет символ Unicode, который можно легко напечатать разными шрифтами на разных устройствах: графический логотип такими свойствами не обладает.

В апреле 2014 года активисты предложили в качестве нового символа букву «Ƀ», которая встречается в некоторых алфавитах. И хотя ряд биткоин-стартапов стали использовать этот значок, широкого применения он не нашел.

Альтернативная версия эмблемы биткоина 2014
Источник изображения: bitcoinsymbol.org

Со временем движение «Символ биткоина» потеряло актуальность, так как значок биткоина стал самодостаточным, популярным и узнаваемым. Настолько, что Google добавил знак биткоина на клавиатуру (правда, только для пользователей iOS), а Twitter представил его в виде смайла, дополняющего хэштег #bitcoin.

Элементы логотипа биткоина: скрытое значение буквы «В», пропорций и оранжевого цвета

Несколько лет спустя после создания лого Фил Уилсон, который утверждает, что именно он скрывался под ником Bitboy, опубликовал статью, подробно рассказав о символизме оригинального логотипа биткоина. Разберем приемы дизайна и посоветуем, как применить их, разрабатывая айдентику для своей компании.

Логотип биткоина
Источник изображения: bitcoin.org

Форма

Перед тем, как выбрать круг, автор лого изучил психологию форм. Одним из вариантов был квадрат или зигзаг, так как углы быстрее привлекают внимание: с первобытных времен мозг человека, в первую очередь, замечает движение, связанное с опасностью.

Но в результате Уилсон решил, что ассоциация биткоина с негативными чувствами — не лучший выбор, и остановился на круге. Эта форма:

  • более теплая и дружелюбная;
  • непрерывна — так же, как биткоин;
  • символична: два круга рядом превращаются в символ бесконечности;
  • напоминает о традиционной форме монеты.

Кроме того, еще в 2010 году на форуме Bitboy признавался, что вдохновлялся дизайном Visa и Mastercard:

Ирония в том, что, как бы я ни ненавидел Mxxxxx и Vxxx, все дело в восприятии, когда речь идет о доверии и поведении потребителей.

Вывод. Выбирая форму для логотипа, учитывайте ее психологическое восприятие и смыслы, которые хотите передать.

Буква «В»

Это не просто первая буква в слове «bitcoin»: если ее перевернуть набок, она станет похожа на цифру 8. Цифра стала символичной для дизайна лого:

  • Размер каждого блока в дизайне логотипа биткоина пропорционален 12,5 (100 поделить на 8).
  • Наклон буквы «В» равен 14 градусам. Это число получилось путем сложных математических вычислений на основе 12,5. Наклон символизирует блокчейн, который бесконечно движется в будущее.

Вывод. Иконка — это ключевой элемент эмблемы. Чем больше символизма вы в нее заложите, тем лучше потребители запомнят бренд.

Вертикальные полосы

Характерная особенность знака доллара («$») — вертикальная черта, проходящая через него сверху вниз. Похожий прием использован и в логотипе биткоина. Правда, с совершенно новым смыслами:

  • Уилсон нарисовал не одну, а две вертикальные полосы — из-за того, как «$» изображали в диснеевских комиксах о Скрудже Макдаке.
  • Полосы тоньше других линий в букве «В» и появляются только над и под ней: создается впечатление, что «В» раздавила «$» и впечатала его в землю. Другими словами, логотип биткоина символизирует, что цифровая валюта вытесняет физическую.  

Вывод. Возьмите на вооружение рабочий прием: создавать айдентику, отталкиваясь от брендинга конкурентов. Это поможет отстроиться и заявить о своей позиции.

Шрифт

Буква «В» выполнена шрифтом Trebuchet: Уилсон признается, что ему всегда нравилось это слово и его использование в игре Microsoft Age of Empires. Кроме того, шрифт без засечек подходит для использования в цифровом формате.

Помимо символа, в полной версии логотипа есть слово «bitcoin», написанное черными строчными буквами без засечек. Это шрифт Ubuntu Bold Italic, созданный специально для проекта Ubuntu — бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Минималистичный и современный шрифт передает ключевые характеристики Ubuntu, которые присущи и биткоину: точность, надежность и свободу.

Вывод. Выбирайте шрифт, опираясь на его технические задачи и восприятие пользователей.   

Цвета

Основной цвет логотипа биткоина — оранжевый. Вот как Уилсон объясняет его выбор:

  • Технические требования. Цвет должен был качественно отображаться как на сайтах, так и в печатных СМИ. Поэтому Уилсон обратился к схеме CMYK, которую используют в полиграфии.
  • Функционал. Логотип должен был быть заметным на расстоянии, легко запоминаемым и воспроизводимым. Оранжевый справлялся с этой задачей лучше всего по сравнению с другими оттенками.
  • Психологическое восприятие. Выбранный оттенок «очень близок к типичному безопасному оранжевому цвету, к которому привыкли многие люди». Кроме того, он ассоциируется с золотом.

Оранжевый цвет в эмблеме дополняют белый и черный. В белый окрашена буква «В», а в черный — надпись «bitcoin». Они создают контраст, поддерживают минималистичный стиль и ассоциируются с благородством, авторитетом, ценностью.

Вывод. Подбирая цветовую гамму для лого, следите, чтобы цвета сочетались между собой, качественно отображались при печати и в интернете и доносили точный месседж аудитории.

Попробуйте бесплатный онлайн-конструктор логотипов прямо сейчас!

Просто введите название компании или криптовалюты — и получите готовые логотипы, разработанные профессиональными дизайнерами

Авторские права на эмблему биткоина

Официальный логотип биткоина защищен лицензией Creative Commons. Это значит, что его можно свободно использовать как для коммерческих, так и для некоммерческих проектов.

Недавнее исследование показало: из 500 лучших логотипов CoinMarketCap за последнее время 13 процентов имитировали символ биткоина, используя начальные буквы, перечеркнутые линиями или пробелами.

Вывод

Сегодня логотип биткоина — один из самых узнаваемых в блокчейн-мире. Подытожим, что сделало его таким:

  • Лаконичность. Чем проще и чище дизайн — тем лучше он справляется со своими задачами: мгновенное считывание смыслов и узнаваемость.
  • Уникальность. Хотя эмблема и напоминает о символах физических валют, но абсолютно не похожа на них, что делает ее самодостаточной и легко запоминаемой.
  • Универсальность. Изображение остается качественным как в цифровом, так и в печатном виде, при увеличении и уменьшении.
  • Вневременность. Хотя эмблеме больше 12 лет, она не потеряла актуальности за счет минималистичного дизайна и точной передачи смыслов.

Перечисленные выше качества стоит включить в чек-лист при создании лого для вашего бренда. Хорошая новость в том, что на его разработку не обязательно тратить годы, как в случае с биткоином. Получить уникальный и стильный логотип всего за пару минут поможет онлайн-конструктор Logaster.

author_image

SEO специалист компании Логастер. Публикует контент, связанный с дизайном, продвижением и стартапами на Hubspot, Hongkiat, Techradar и десятках других. На досуге уделяет время изучению японского языка.

Создавайте свой дизайн сейчас

Приступите к разработке своего фирменного стиля прямо сейчас. Введите название своей компании — и всего через минуту логотип будет у вас! Попробуйте сами! Нет ничего проще!

Хотя бы 3 символа в длину.